Остеома
103 0

Невролог. Какие заболевания лечит невролог и при каких симптомах к нему обращаться.

  1. Какие заболевания лечит нейрохирург?
  2. Что лечит врач невролог?
  3. Кабинет невролога: особенности приема
  4. Какие методы лечения используются неврологом
  5. Липиды миелина ЦНС
  6. Наши специалисты
  7. Выделяют два основных подтипа химических синапсов
  8. Когда идти к неврологу?
  9. Что смотрит невролог?
  10. Ориентация
  11. Внимание
  12. ЛУЧШИЕ ВРАЧИ-НЕВРОЛОГИ
  13. Память
  14. Счёт
  15. Способность к обобщениям и абстрагированию
  16. Речь
  17. Праксис
  18. Гнозис

Какие заболевания лечит нейрохирург?

Дипломированный врач-невролог, прошедший специализированное обучение, досконально знает строение и все особенности центральной нервной системы (ЦНС). Он способен распознавать характерные симптомы, проводить необходимые анализы, ставить диагнозы и назначать лечение.

Чтобы реализовать себя в этой области медицины и стать неврологом необходимо получить медицинское образование по специальности «лечебное дело» или «педиатрия». Дополнить последипломное образование необходимо обучением в интернатуре. Это даёт право самостоятельно вести врачебную деятельность и подтверждает квалификацию специалиста в области «неврология».

Опытный невролог всегда пытается услышать своего пациента, узнать все о жалобах, хорошо осмотреть его, начиная с походки и движений, заканчивая чертами лица, выяснить, не было ли схожих случаев у его близких родственников, и выслушать предположения больного о возможных причинах патологических нарушений.

Провоцирующими факторами могут выступать:

  • Инфекционные поражения главной системы грибками, бактериями, вирусами или другими паразитами;
  • Сосудистые нарушения, чаще всего это воспаления, тромбы или разрывы;
  • Хронические болезни, влияющие на центральный или периферический отдел НС;
  • Генетические аномалии и наследственные мутации;
  • Травмы, связанные с ушибом или повреждениями головы или спины, когда задеваются структуры мозга;
  • Некачественное вынашивание ребенка, когда мать в период беременности употребляет алкоголь, табак и/или наркотические вещества, не следит за своим здоровьем и плохо питается.

Невролог должен обладать высокими медицинскими знаниями из области неврологии, чтобы правильно диагностировать заболевание нервной системы и назначить максимально эффективное лечение с целью скорейшего выздоровления пациента.

Чем занимается невролог конкретно? Его задача – диагностировать болезнь, непосредственно связанную со сбоями в работе центральной и периферической нервной систем человека, и заняться ее лечением. К данного рода заболеваниям относятся различные отклонения в работе головного и спинного мозга, а также нервных сплетений.

Это невриты, невралгии, энцефалиты, эпилепсия, инсульты, опухоли и всевозможные нарушения кровообращения в мозге, а также другие заболевания. Чаще всего развитию недуга предшествуют изменения психического состояния пациента и его поведения. В таких случаях к медицинскому обследованию должны быть привлечены другие специалисты – психиатр или психотерапевт, для установления точного диагноза заболевания.

К неврологу обращаются пациенты, страдающие от болей в спине, шее, грудном отделе позвоночника, головных болей, приступов головокружения, а также имеющие симптомы ВСД, депрессии, навязчивых состояний, неврозов, перинатальной энцефалопатии, полинейропатии и т.п. Пациентами невролога становятся также те, кто имеют синдром дефицита внимания, различные повреждения периферических нервов, страдают от заболеваний суставов, тиков, состояний повышенной тревожности.

На приеме врач имеет возможность осуществить оценку функционального состояния нервной системы пациента, тем самым выявив какие-либо нарушения электрической активности разных отделов нервной системы организма. К примеру, метод электроэнцефалографии помогает выявить и зафиксировать судороги, а метод электромиографии используется для оценки состояния мышц больного.

Данные неврологических обследований обычно дополняются лабораторными результатами анализа крови, дающими возможность определить общее состояние здоровья пациента.

Наиболее частым симптомом, который является поводом для визита к неврологу, считается головная боль. Установлено, что 75 % всего населения нашей планеты периодически страдают от головной боли различной этиологии. Нередко люди даже не пытаются понять истинные причины ее возникновения и бесконтрольно принимают анальгетики.

Хронический характер головных болей чаще всего вызван стрессами, депрессией, разного рода гормональными нарушениями, сосудистыми изменениями в организме, атеросклерозом, болезнями опорно-двигательного аппарата. Всего можно выделить около 50-ти заболеваний, связанных с основным, а порой и единственным симптомом – головной болью. Поэтому так важно вовремя установить причины ее возникновения, обратившись к опытному неврологу.

Нейрохирург – врач, чьей специализацией является хирургическое лечение различных неврологических заболеваний и патологий центральной нервной системы человека.

Чем занимается нейрохирург? В первую очередь, диагностированием и последующим хирургическим лечением болезней, связанных с нервной системой. Он осуществляет хирургические операции на спинном и головном мозге, позвоночнике, а также других органах, связанных с патологическими нарушениями в работе нервной системы. Обычно нейрохирурги работают в тесном сотрудничестве с врачами-невропатологами.

К наиболее распространенным в практике нейрохирургов относятся такие патологические состояния, как черепно-мозговые и позвоночные травмы различной этиологии, сотрясение (а также ушиб, сдавление, повреждения, грыжи) головного или спинного мозга, нарушения мозгового кровообращения, различные сосудистые аномалии и онкологические заболевания нервной системы и пр. Нередко пациентами нейрохирурга становятся люди с врожденными проблемами, в частности, нарушениями в развитии черепа и головного мозга.

Нейрохирург осуществляет хирургические операции и назначает лечение пациентам, у которых имеются различные нарушения в работе органов нервной системы. От качества его работы зависит жизнь человека, особенно если дело касается сложных случаев, требующих немедленного хирургического вмешательства.

Какие заболевания лечит нейрохирург? Работа этого специалиста заключается в диагностике и назначении оптимального лечения разного рода заболеваний нервной системы, а также таких органов, как череп, позвоночник и мозг (спинной, головной). Среди патологий, с которыми имеет дело этот врач, следует отметить врожденные дефекты в развитии черепной коробки и мозга, болезни спинного мозга и позвоночного столба, черепно-мозговые повреждения и травмы, онкологические заболевания органов нервной системы, а также болевые синдромы, которые связаны со сбоями в работе центрального и периферического типов нервной системы.

Исключительно нейрохирургами осуществляется лечение таких травм и заболеваний, как внутричерепные гематомы и переломы костей черепа, невралгия тройничного нерва, акромегалия, субдуральная эмпиема, плексопатия, внутрицеребральное кровоизлияние, глазные меланомы, нейрофиброматоз, сдавление спинного мозга. Список можно продолжить такими недугами, как вестибулярный нейронит, опухоли гипофиза, постуральное головокружение, болезнь Меньера, злокачественные опухоли мозга, нейробластомы и ретинобластомы у взрослых и детей.

При наблюдении симптомов, прямо или косвенно свидетельствующих о нарушениях работы ЦНС, человеку необходимо срочно обратиться к нейрохирургу. К таким симптомам, в частности, относятся частые головокружения и обмороки, внезапные приступы судорог и проявления гипертонии, головные боли, а также онемения и боли в конечностях или грудине.

Невропатолог занимается лечением заболеваний, связанных с нервной системой, которая разделена на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (прочие нервы).

У каждого заболевания обычно имеются собственные, свойственные только ему симптомы. Самым распространенным симптомом, который сопровождает большинство заболеваний нервов и нервной системы, является боль. Обычно это головные боли, боли в шее, спине, конечностях.

Боль в шее является сигналом, который требует повышенного внимания. В первую очередь потому, что там проходит спинной мозг и имеется большое количество спинномозговых корешков, воспаление либо зажатие которых вызывает заболевание периферической нервной системы (радикулит).

Боли в пояснице, позвоночнике, грудном отделе могут возникать при остеохондрозах, радикулитах.

Боли в конечностях (руках и ногах) могут возникать по ряду причин. В данном случае в первую очередь следует обратиться к невропатологу. Так как это может быть связано с патологическими состояниями периферических нервов. Если кроме болезненных ощущений появляется чувство онемения либо повышенная чувствительность, мышечная слабость – то невропатолог, это врач, к которому следует обращаться в первую очередь.

Особое внимание следует уделить мышечной слабости, что является очень важным симптомом. В данном случае, ослабла одна мышца на лице либо полностью рука значения не имеет, следует сразу обращаться за помощью специалиста, поскольку такое состояние указывает на тяжелое неврологическое заболевание.

Обычно врач ставит предварительный диагноз после первичного осмотра пациента. Основными причинами онемения конечностей или параличей нервов на лице являются невриты лицевого нерва, нейроинфекции, кровоизлияния, инсульты, наследственные заболевания либо злокачественные образования ЦНС, аутоиммунные заболевания.

Головокружения – основная причина, по которой необходима консультация невропатолога. На приеме специалист устанавливает имеющуюся патологию шейных сосудов или поражения определенных областей мозга.

Что лечит врач невролог?

Невролог (он же невропатолог) – это врач, получивший высшее медицинское образование, а также прошедший обучение относительно соответствующей специализации по данному направлению (то есть по неврологии). Вникая на более глубоком уровне в рассматриваемую специализацию, а точнее в возможность реализации себя в качестве специалиста этого профиля, отметим, что стать невропатологом в России можно, окончив мединститут по специальности «педиатрия» или же «лечебное дело», а также пройдя ординатуру (неврология).

Что лечит невролог

Теперь детальнее рассмотрим, чем именно занимается невролог, а занимается он диагностированием и последующим лечением заболеваний, связанных с деятельностью нервной системы. Как мы уже отметили выше, это центральная нервная система (спинной мозг, головной мозг), а также периферическая нервная система (то есть нервные волокна).

В частности среди заболеваний, касающихся этого профиля, можно выделить невралгии, опухолевые образования спинного/головного мозга, эпилептические приступы, инсульты, невриты, энцефалопатии и различного типа нарушения кровообращения, актуальные для головного мозга. Примечательно, что подавляющее большинство заболеваний этого типа проявляется в комплексе с изменениями поведенческого и психического состояний, что, соответственно, требует привлечения к лечению психиатров (в некоторых случаях – психотерапевтов).

Что касается детской неврологии, то она существенным образом отличается от специфики неврологии взрослой. В частности она сосредотачивается в сфере заболеваний детской нервной системы. Значительная часть хронических заболеваний, характеризующихся тяжелым течением, возникает в период детского возраста (к примеру, это может быть эпилепсия), однако нервная система детей настолько отличается от особенностей взрослой нервной системы, что предусматривает по этой причине выделения ее в отдельную область медицины, что, разумеется, на основании перечисленных особенностей, вполне логично.

Болезни, которые лечит невролог, достаточно часто протекают в комплексе с параличом, а также утратой чувствительности (температурной, болевой и пр.), расстройствами психики и судорогами. К непосредственной компетенции специалистов в области неврологии относятся следующие состояния:

  • лицевая, головная боль (паралич Бэлла, мигрень, тремор, тики и пр.);
  • судороги, эпилептические припадки (нарушение сознания, потеря сознания и пр.);
  • боли в спине (радикулит, грыжи, остеохондроз и пр.);
  • травмы спины, головы, в том числе и их последствия;
  • инсульт со свойственными ему последствиями;
  • болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и т.д.

Заболеваний нервной системы множество и не имеет смысла перечислять их все. Важно понимать, что все они связаны с расстройством нервной системы человеческого организма. Лечение каких заболеваний входит в компетенцию невролога?

  • Необоснованная тревога и навязчивость;
  • Нервные тики – короткие, непроизвольные сокращения мышц;
  • Неврозы;
  • Болевые ощущения в шее, позвоночнике, вызванные защемлением нервов;
  • Головные боли, мигрени;
  • Головокружение;
  • Болезнь Паркинсона (дрожательный паралич). Проявляется в различных двигательных нарушениях (тремор, мышечная ригидность, гипокинезия и прочее). Возникает на фоне гибели (разрушения) специфических нейронов, ответственных за выработку дофамина. Считается возрастной болезнью, то есть – наблюдается исключительно у взрослых людей, в старческом возрасте;
  • Нарушение памяти;
  • Дистонические синдромы (синдром мышечной дистонии);
  • Различные повреждения/нарушения нервных периферических структур;
  • Полиневропатия (полинейропатия) – множественное поражение периферических нервных структур, которые проявляются в виде вялых параличей, вегетососудистых и трофических расстройств, а также нарушения чувствительности, как правило, дистальных отделов конечностей;
  • Синдром хронической усталости;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • Болезнь Туретта – наследственное заболевание, расстройство ЦНС (центральной нервной системы). У пациентов с данным диагнозом наблюдаются множественные моторные тики. Проявляется в детском возрасте;
  • Энцефалопатия перинатальная (ПЭП) – общее название поражений головного мозга в перинатальном периоде независимо от этиологии;
  • Различные заболевания позвоночника;
  • Длительные депрессивные состояния;
  • Дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП) – диффузное и/или многоочаговое сосудистое поражение головного мозга на фоне различных заболеваний, поражающих мелкие артерии и артериолы;
  • Синдром дефицита внимания;
  • Фенилкетонурия;
  • Воспаление затылочного нерва;
  • Синдром Ангельмана (синдром куклы, синдром «Петрушки») – генетическое заболевание, проявляющееся в задержке психического развития, припадках, хаотичных движениях конечностей, в частности рук, бессоннице, частой улыбке и смехе;
  • Синдром Альцгеймера. Проявляется в виде развития слабоумия на фоне отмирания (как бы) клеток головного мозга, нарушения нейронных связей;
  • Люмбаго – частые, резкие болевые ощущения в поясничном отделе;
  • Бессонница;
  • Эпилепсия;
  • Травмы спинного/головного мозга, последствия травм;
  • Неврит лицевого нерва – воспаление нерва, приводящее к частичному или полному параличу лицевых мышц одной стороны;

Наш сервис бесплатно подберет вам

лучшего невролога

при звонке в наш

Единый Центр Записи по телефону 7 (499) 519-35-83.

Мы найдем опытного врача поблизости от Вас, а цена будет ниже, чем при обращении в клинику напрямую.

Некоторые неврологические заболевания влекут за собой психические расстройства и, следовательно, различные расстройства поведения. В таких ситуациях невролог осуществляет терапию с сопровождением врачей других узких специальностей (например, психиатр, психотерапевт).

Все выше приведенные заболевания необходимо лечить, однако, во многих случаях лечение заключается в снижении интенсивности развития и проявлений болезни. Какие причины могут спровоцировать развитие неврологических заболеваний?

  • Инфекционные. В данном случае список может быть очень внушительным, так как поразить нервную систему может множество микроорганизмов. Вирусы (ветряная оспа или «ветрянка», вирус бешенства, вирус герпеса, ВИЧ, энтеровирусы и т.д.), бактериальные (энцефалиты, пневмококки, стрептококки, бледная трепонема, менингококки и т.д.), грибковые поражения (мукормикоз, бластомикоз, аспергиллез, криптококкоз и прочие), паразиты и простейшие микроорганизмы (цистицеркоз, трихинеллез, токсоплазмоз, шистосомоз и т.д.);
  • Механические травмы. При травмоопасных ситуациях существует вероятность повреждения головного и/или спинного мозга, возникновения сильных сотрясений и ушибов головы, а также разрывы нервных структур;
  • Интоксикация химическими, токсическими или наркотическими веществами, включая лекарственные препараты, а также растительными ядами, тяжелыми металлами и стимуляторами;
  • Наследственность. В данном случае речь идет о генетических отклонениях, на фоне которых развиваются врожденные нервно-мышечные болезни, наследственные миатонии;
  • Нехватка витаминов на фоне недостаточного/неправильного питания;
  • Проблемы с сосудами. В данном случае речь идет о патологиях системы кровообращения. Это могут быть различные патологические нарушения капилляров, сосудов, вен, а также закупорка сосудов, разрыв или воспаление сосудистых стенок и многое другое;
  • Злокачественные опухоли;
  • головная боль;
  • эпилептические припадки;
  • нарушения сознания;
  • боли в спине;
  • травмы головы и позвоночника.

Неврологи Юсуповской больницы лечат следующие заболевания:

  • болезнь Паркинсона – демиелинизирующее заболевание, при котором замедляются движения, увеличивается тонус мышц, появляется тремор;
  • преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт;
  • ишиас – неврит седалищного нерва, проявляющийся острой болью в области поясницы и крестца;
  • менингит – воспаление менингеальной оболочки спинного мозга;
  • миастению – генетическое заболевание, при наличии которого прогрессирует слабость мышц и патологическая утомляемость;
  • миелит – воспаление спинного мозга инфекционного происхождения;
  • мышечная дистрофия – дегенеративное заболевание, вызванное поражением волокон скелетных мышц.

Врачи клиники неврологии Юсуповской больницы лечат все заболевания нервной системы.

Невролог занимается различными заболеваниями нервной системы, результатом возникновения которых чаще всего на сегодняшний день являются хронические недуги, ухудшение общей экологической обстановки в мире, стрессовые ситуации, малоподвижный образ жизни человека и другие негативные факторы. С возрастом риск развития неврологических заболеваний обычно возрастает, однако за последние десятилетия наблюдается тенденция к их «омоложению».

Какие заболевания лечит невролог? Нередко к этому медицинскому специалисту обращаются с остеохондрозом, симптомами вегето-сосудистой дистонии, негативными последствиями черепно-мозговых травм, грыжей межпозвонкового диска, жалобами на приступы головной боли и частые мигрени, головокружения, а также бессонницу, нарушения концентрации внимания и сна.

Врач-невролог обязан диагностировать и осуществлять лечение многих неврологических заболеваний, таких как невралгия, радикулит, люмбаго, ишиас, болезнь Альцгеймера, дисциркуляторная энцефалопатия (недостаточность кровообращения в мозгу хронического характера), инсульт, опухоли мозга, а также энцефалиты и полиневропатии, болезнь Паркинсона.

Весьма актуальной и распространенной в наше время проблемой невропатологического характера является сбой в работе вегетативной нервной системы человека. Различные эпидемиологические исследования, проводимые в условиях современного города, показывают, что на сегодняшний день вегетативные нарушения проявляются у 65 % населения нашей страны.

Среди основных симптомов ВСД можно отметить следующие: хроническая усталость и мышечная слабость, головная боль, гипотония или неустойчивость АД, нарушения сердечного ритма, тревожность, раздражительность, головокружения. У пациентов с вегето-сосудистыми расстройствами наблюдаются также болевые ощущения в груди, предобморочные состояния и обмороки, эмоциональная нестабильность, ухудшение концентрации внимания, шум в голове и ушах, гипергидроз, гипервентиляционные расстройства, панические атаки.

Кабинет невролога: особенности приема

После этого невролог проводит внешний осмотр пациента. Во время осмотра можно выявить асимметрию лица, тремор, паралич. При помощи сжимания руки проверяется сила мышц конечности (при наличии неврологической патологии она может быть сниженной на одной стороне).

Невролог проводит исследование рефлексов (менингеальных, зрачковых, сухожильных (со сгибателей и разгибателей), надкостничных, а также кожных и со слизистых оболочек). Сухожильные рефлексы проверяют путём нанесения короткого удара специальным молоточком в области сухожилия искомой мышцы.

Выделяют следующие виды рефлексов со слизистых оболочек:

  • нёбный (при прикосновении к слизистой нёба оно подтягивается;
  • глоточный (воздействие на слизистую оболочку глотки провоцирует глотательное движение);
  • роговичный (веки смыкаются при дотрагивании до роговичной оболочки глаза); анальный (при покалывании кожи около анального отверстия сфинктер рефлекторно сокращается).

Проверку кожных рефлексов проводят путём раздражения кожи каким-либо предметом. В результате возникает локальное сокращение мышц. Различают следующие кожные рефлексы:

  • брюшные – в ответ на быстрые движения ручки неврологического молоточка по коже живота происходит сокращение прямых и косых абдоминальных мышц;
  • подошвенный рефлекс проявляется пальцев ног при воздействии на кожу стопы;
  • кремастерный – при воздействии на кожу внутренней стороны бедра яичко подтягивается вверх.

Прикладывая к коже пациента пробирки, наполненные водой разной температуры, невролог проверяет поверхностную температурную чувствительность. Для того чтобы определить болевую чувствительность, врач проводит лёгкое покалывания кожи иглой. Чувствительность к тактильным раздражителям изучает с помощью кисточки, ватки, отрезка мягкой ткани, кисточки, ватки.

Что делает невролог дальше? Он изучает глубокую чувствительность. Для того чтобы исследовать глубокое мышечно-суставное чувство, производит пассивные движения в различных суставах тела обследуемого. Врач обращается внимание на то, может ли пациент объяснить, какие движения были выполнены. С целью проверки чувства давления помещает на кожу предметы различного веса. В норме человек ощущает на внутренней поверхности предплечья и ладонной поверхности кисти давление до 0,02 г.

Следующим этапом неврологического обследования является исследование сложной (комбинированной) чувствительности. Невролог проверяет чувство координации, локализации, координации, способность воспроизводить графические символы, «нарисованные» тупым предметом на коже.

Далее переходит к исследованию функций мозжечка. Невролог на приёме проверяет устойчивость в позе Ромберга, проводит пальценосовую пробу. Также выполняется проба на диадохокинез. В положении стоя с закрытыми глазами пациента, просят вращать в разные стороны кисти. При наличии органического поражения мозжечка движения будут более размашистыми на одной стороне.

Приём у невролога традиционно начинается с опроса пациента и выяснения жалоб. Чтобы получить максимально точную клиническую картину и не допустить ошибок при диагностировании, больной должен помочь врачу: подробно описать своё состояние, рассказать о симптомах, ухудшающих самочувствие, их регулярности и выраженности.

Невролог обязательно изучает историю болезни и проводит осмотр. Если данных для диагностирования недостаточно, могут быть назначены дополнительные исследования. Цель врача — получить чёткое и правильное представление о работе и состоянии нервной системы человека. Для этого обследуются все её отделы, от мышц до головного мозга.

Изучаются рефлексы больного, координация, походка, черепные нервы и т.д. Такой комплексный подход даёт возможность определить анатомические особенности организма и назначить наилучший вариант лечения. Оно может быть консервативным и хирургическим. Всё индивидуально, выбор лечебной тактики зависит от вида заболевания, общего состояния больного и стадии выявленной патологии.

Среди медицинских услуг, оказываемых неврологом, обязательными являются следующие виды:

  • Сбор анамнеза, предполагающий тщательное изучение истории болезни: полученные травмы, перенесённые заболевания и операции, особенности труда, проживания и т.д.

  • Визуальный осмотр и пальпационное обследование пациента.

  • Исследование чувствительной функции и двигательной системы.

В комплекс медицинских услуг может быть включено УЗИ головного мозга. Завершающим этапом является назначение лечения. Это может быть медикаментозная терапия, диетические рекомендации и подходящий для выявленной патологии лечебно-оздоровительный режим.

Эксперт-редактор:Мочалов Павел Александрович | д. м. н. врач-терапевт

Образование:Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, специальность — «Лечебное дело» в 1991 году, в 1993 году «Профессиональные болезни», в 1996 году «Терапия».

Другие врачи

Рецепт здоровья — имбирь с лимоном и мёдом: как приготовить имбирный лимонад?

25 полезных привычек, которые должны быть у каждого

Вероятно, многих интересует, что именно делает невролог, а потому рассмотрим несколько детальнее этот вопрос. Итак, прием невролога подразумевает под собой, прежде всего, опрос пациента относительно жалоб, касающихся его самочувствия, а также выяснение конкретных причин и обстоятельств, способствующих прошлым его обращениям в медучреждения.

Проводится также сбор анамнеза (то есть изучение истории болезни) и осмотр. Уже после проведения первичной консультации невролога, заключающейся в перечисленных моментах, этот специалист орешает, какие именно необходимы дополнительные исследования для определения полной картины состояния больного. Так, может быть выписано направление на МРТ, комплексный анализ функций, актуальных для нервной системы и т.д. Уже на основании осмотра, исследований и анализов неврологом определяется соответствующее лечение для пациента.

Что касается того, как лечит невролог, то здесь все, конечно, зависит от особенностей и специфики заболевания. Так, для некоторых заболеваний достаточно применение консервативной терапии, а для других не обойтись без хирургического вмешательства. Требуемая тактика лечения подбирается строго индивидуально.

Медицинские услуги, относящиеся к обязательному ассортименту, заключаются в следующем:

  • сбор анамнеза (то есть истории болезни) в случае актуальности патологии либо патологии периферической нервной системы;
  • пальпация, визуальное исследование пациента;
  • манипуляции относительно исследования двигательной и чувствительной сфер, направленные на выявление патологий по конкретно интересующему профилю.

Что касается дополнительных услуг, то к таковым могут быть отнесены УЗИ головного мозга, а также назначение требуемой больному лекарственной терапии и терапии диетической в комплексе с подходящим ему лечебно-оздоровительным режимом при имеющейся патологии.

При первичном посещении врача невролога, специалисту необходимо будет подробно расспросить человека о жалобах, то есть собрать анамнез болезни. Опытный врач только по походке и движениям уже может оценить состояние пациента. Но, необходим внимательный осмотр: визуальный, тактильный и с помощью инструментов, для постановки диагноза. Чтобы оценить некоторые рефлексы, состояние мышц потребуется снять часть одежды. Итак, как проходит прием у невролога:

  • Специалист осматривает внешность пациента на наличие асимметрии лица, тела.
  • Для исследования работы глазного нерва, потребуется проследить за движениями молоточка, не поворачивая головы.
  • Проверить рефлексы врач может при помощи вашей мимики. Невролог попросит вас наморщить лоб, высунуть язык или сказать «А».
  • Проверить чувствительность лица можно при помощи иголки. Не стоит пугаться, потребуется максимально сосредоточиться и отвечать на вопросы невролога о том, одинаковые ли ощущения испытываете при уколах в симметричных зонах.
  • Врачу для определения состояния мышц, их тонуса и рефлексов попросит пожать ему руку, сопротивляться при попытке сгибанию локтя. Оценка происходит путем начисления баллов от 1 до 5.
  • Глубокие рефлексы рук и ног проверяют ударами молоточка по сухожилиям.
  • Поверхностные рефлексы проверяют, раздражая кожу брюшной стенки иголочкой.
  • Глубокое исследование мышц и суставов проводят когда у пациента закрыты глаза, а доктор отводит ему его палец в разные стороны, и просит точно называть в каком направлении он это делает.
  • Определить состояние спинномозговых нервов и паравертебральных болевых точек помогает рисование на коже спины пациента различных фигур, букв и цифр.
  • Координация движений проверяется позой Ромберга. Пациент стоит, ноги вместе, руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Невролог попросит медленно подвести указательный палец к носу (каждой рукой). При этом исследовании человек в идеале не должен шататься в стороны.
  • Возможно, чтобы оценить память, потребуется ответить на специфические вопросы на счет или даты.

Какие методы лечения используются неврологом

  • исследование спинно-мозговой жидкости;
  • электрофизиологические тестирование мышечных потенциалов (электронейромиография);
  • рентгенография черепа и позвоночника, иных отделов тела;
  • ангиография сосудов головного мозга (рентгеновское исследование с введением особого контраста в сосуды);
  • электроэнцефалография;
  • ультразвуковое (допплеровское) исследование сосудов головного мозга;
  • компьютерная томография;
  • магнитно-резонансная томография.

Методы лечения пациента у невролога, как и у любого врача, можно подразделить на медикаментозные, хирургические, дополнительные. Препараты, применяемые при патологиях нервной системы, различны, в зависимости от причины и механизма возникновения болезни. Применяют антибиотики, кортикостероиды, противовоспалительные средства, антигистаминные, улучшающие кровообращение и микроциркуляцию, влияющие на память, снотворные, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, успокаивающие и многие другие.

Хирургически удаляются новообразования нервной системы, кроме того, нейрохирурги проводят операции на измененных сосудах. К дополнительным методам лечения относят многочисленные методики физиотерапии. При многих болезнях необходимо проведение психотерапевтических занятий. Также неврологи применяют очень эффективную иглорефлексотерапию, различные виды массажа (вакуум-массаж, точечный), лечебную физкультуру.

Неврологические болезни еще не до конца изучены медицинской наукой и практикой, причины и механизмы развития многих из них неведомы специалистам.Однако широкий диапазон методик воздействия на нервную систему нередко позволяет вылечить заболевание либо существенно облегчить качество жизни пациента.

Для проведения дифференциальной диагностики и верификации диагноза невролог назначает инструментальные и лабораторные исследования. Некоторые из них выполняют амбулаторно, а другие – в стационарных условиях.

При наличии заболеваний головного и спинного мозга, травм головы, позвоночника и других неврологических заболеваний применяют рентгенологические методы исследования. С помощью краниограммы (рентгенограммы череп) выявляют врождённые дефекты костей черепа, микроцефалию, гидроцефалию, микроцефалию, переломы или дистрофические изменения костей черепа.

К рентгеноконтрастным методам исследования относится вентрикулография и контрастная миелография. Ценным методом обследования, позволяющим получить изображение сосудов головного мозга после введения рентгеноконтрастного вещества, является ангиография. С помощью этого диагностического метода уточняют локализацию патологического очага, выясняют его природу и характер. На рентгенограммах видны изображения вен, артерий, венозных синусов.

Компьютерная томография – метод исследования, который позволяет увидеть точные и детальные малейшие изменения плотности мозговой ткани. К методам нейровизуализации относится магнитно-резонансная томография.

Электроэнцефалография – метод регистрации биотоков мозга. Их регистрируют на бумаге или на экране электронно-лучевой трубки. Анализ электроэнцефалограммы позволяет неврологам выявить волны, которые различаются по частоте колебаний, форме, амплитуде, регулярности и выраженности на внешние раздражители. Во время ультразвукового исследования врач получает сведения об изменениях в сосудах головного мозга.

Неврологи Юсуповской больницы назначают пациентам клинические и биохимические анализы. Лаборанты для исследования используют наиболее точные реагенты. При наличии показаний проводят генетическое обследование.

Запишитесь на приём к неврологу по телефону. Врач проведёт обследование, назначит необходимые анализы и дополнительное обследование. Получив их результаты, после постановки окончательного диагноза назначит индивидуальное лечение.

Липиды миелина ЦНС

Все липиды, обнаруженные в мозге крысы, присутствуют и в миелине, т. е. нет липидов, локализованных исключительно в немиелиновых структурах (за исключением специфического митохондриального липида дифосфатидилглицерола). Верно и обратное — нет таких липидов миелина, которые не были бы обнаружены в других субклеточных фракциях мозга.

Цереброзид — наиболее типичный компонент миелина. За исключением самого раннего периода развития организма, концентрация цереброзида в мозге прямо пропорциональна количеству в нем миелина. Только 1/5 общего содержания галактолипидов в миелине встречается в сульфатированной форме. Цереброзиды и сульфатиды играют важную роль в обеспечении стабильности миелина.

Для миелина также характерен высокий уровень его главных липидов — холестерина, общих галактолипидов и содержащего этаноламин плазмалогена. Установлено, что до 70% холестерина мозга находится в миелине. Поскольку почти половина белого вещества мозга может состоять из миелина, очевидно, что в мозге содержится наибольшее количество холестерина по сравнению с другими органами.

Высокая концентрация холестерина в мозге, особенно в миелине, определяется основной функцией нейрональной ткани — генерировать и проводить нервные импульсы. Большое содержание холестерина в миелине и своеобразие его структуры приводят к уменьшению ионной утечки через мембрану нейрона (вследствие ее высокого сопротивления).

Фосфатидилхолин также является существенной составной частью миелина, хотя сфингомиелин содержится в относительно незначительном количестве.

Липидный состав как серого вещества, так и белого вещества мозга отчетливо отличается от такового у миелина. Состав миелина мозга всех изученных видов млекопитающих почти одинаков; имеют место лишь незначительные различия (например, миелин крысы имеет меньше сфингомиелина, чем миелин быка или человека). Существуют некоторые вариации и в зависимости от локализации миелина, например миелин, изолированный из спинного мозга, имеет более высокое значение отношения липида к белку, чем миелин из головного мозга.

В состав миелина входят также полифосфатидилинозиты, из которых трифосфоинозитид составляет от 4 до 6% общего фосфора миелина, а дифосфоинозитид- от 1 до 1,5%. Минорные компоненты миелина включают по крайней мере три эфира цереброзида и два липида на основе глицерина; в составе миелина также присутствуют некоторые длинноцепочечные алканы.

Липиды миелина периферической и центральной нервной системы качественно подобны, но между ними есть количественные различия. Миелин ПНС содержит меньше цереброзидов и сульфатидов и значительно больше сфингомиелина, чем миелин ЦНС. Интересно отметить наличие ганглиозида ОМр характерного для миелина ПНС некоторых организмов. Различия в составе липидов миелина центральной и периферической нервной системы не столь существенны, как их различия по белковому составу.

Белковый состав миелина ЦНС более прост, чем других мембран мозга, и представлен главным образом протеолипидами и основными белками, которые составляют 60-80% от общего количества. Гликопротеины присутствуют в гораздо меньших количествах. Миелин центральной нервной системы содержит уникальные белки.

Для миелина ЦНС человека характерно количественное превалирование двух белков: положительно заряженного катионного белка миелина (myelin basic protein, МВР) и протеолипида миелина (myelin proteolipid protein, PLP). Эти белки — главные составные части миелина ЦНС всех млекопитающих.

Миелиновый протеолипид PLP (proteolipid protein), также известный как белок Фолча, имеет способность растворяться в органических растворителях. Молекулярная масса PLP составляет приблизительно 30 кДа (Да — дальтон). Его аминокислотная последовательность чрезвычайно консервативна, молекула формирует несколько доменов. Молекула PLP включает три жирные кислоты, как правило, пальмитиновую, олеиновую и стеариновую, соединенные с аминокислотными радикалами эфирной связью.

Миелин ЦНС содержит несколько меньшие количества другого протеолипида — DM-20, названного так по его молекулярной массе (20 кДа). И анализ ДНК, и выяснение первичной структуры показали, что DM-20 образуется в результате отщепления 35 аминокислотных остатков от белка PLP. В процессе развития DM-20 появляется раньше, чем PLP (в некоторых случаях даже до появления миелина); предполагают, что в дополнение к структурной роли в образовании миелина он может участвовать в дифференцировке олигодендроцитов.

Вопреки представлениям о том, что PLP необходим для формирования компактного мультиламеллярного миелина, процесс образования миелина у мышей, «нокаутированных» по PLP/DM-20, происходит лишь с незначительными отклонениями. Однако у таких мышей уменьшена продолжительность жизни и нарушена общая подвижность. Напротив, естественно происходящие мутации в PLP, в том числе его повышенная экспрессия (normal PLP over-expression), имеют серьезные функциональные последствия.

Катионный белок миелина (МВР) привлекает внимание исследователей вследствие его антигенной природы — при введении животным он вызывает аутоиммунную реакцию, так называемый экспериментальный аллергический энцефаломиелит, который представляет собой модель тяжелого нейродегенеративного заболевания — рассеянного склероза.

Аминокислотная последовательность МВР у многих организмов высоко консервативна. МВР расположен на цитоплазматической стороне миелиновых мембран. Он имеет молекулярную массу 18,5 кДа и лишен признаков третичной структуры. Этот основный белок обнаруживает микрогетерогенность при электрофорезе в щелочных условиях. Большинство исследованных млекопитающих содержали различные количества изоформ МБР, имеющих существенную общую часть аминокислотной последовательности.

Молекулярная масса МБР мышей и крыс — 14 кДа. МБР с малой молекулярной массой имеет такие же аминокислотные последовательности на N- и С-терминальных частях молекулы, как и остальной МБР, но отличается редукцией около 40 аминокислотных остатков. Соотношение этих основных белков изменяется в процессе развития: зрелые крысы и мыши имеют больше МБР с молекулярной массой 14кДа, чем МБР с молекулярной массой 18 кДа.

При электрофоретическом разделении белков миелина выявляются белки с более высокой молекулярной массой. Их количество зависит от вида организма. Например, мышь и крыса могут содержать таких белков до 30% от общего количества. этих белков также изменяется в зависимости от возраста животного: чем оно моложе, тем меньше в его мозге миелина, но тем больше в нем белков с более высокой молекулярной массой.

Фермент 2′ 3′-циклический нуклеотид З’-фосфодиэстераза (CNP) составляет несколько процентов от общего содержания миелинового белка в клетках ЦНС. Это гораздо больше, чем в других типах клеток. Белок CNP — не главный компонент компактного миелина, он сконцентрирован лишь в определенных участках миелиновой оболочки, связанной с цитоплазмой олигодендроцита.

Миелинассоциированный гликопротеин (MAG) — минорный в количественном отношении компонент очищенного миелина, имеет молекулярную массу 100 кДа, содержится в ЦНС в небольшом количестве (менее 1 % от общего белка). MAG имеет единственный трансмембранный домен, который отделяет сильногликозилированную внеклеточную часть молекулы, составленную из пяти подобных иммуноглобулину доменов, от внутриклеточного домена. Его полная структура подобна белку адгезии нейрональной клетки (NCAM).

MAG не присутствует в компактном, мультиламеллярном миелине, но находится в периаксональных мембранах олигодендроцитов, образующих слои миелина. Напомним, что периаксональная мембрана олигодендроцита — наиболее близко расположена к плазматической мембране аксона, но тем не менее эти две мембраны не сливаются, а разделены экстраклеточной щелью.

Подобная особенность локализации MAG, а также то, что этот белок относится к иммуноглобулиновому суперсемейству, подтверждает участие его в процессах адгезии и передачи информации (сигналинга) между аксолеммой и миелинобразующими олигодендроцитами в процессе миелинизации. Кроме того, MAG — один из компонентов белого вещества ЦНС, который ингибирует рост нейритов в культуре ткани.

Из других гликопротеинов белого вещества и миелина следует отметить минорный миелинолигодендроцитарный гликопротеин (Myelin-oligodendrocytic glycoprotein, MOG). MOG является трансмембранным белком, содержащим единственный иммуноглобулинподобный домен. В отличие от MAG, который расположен во внутренних слоях миелина, MOG локализован в его поверхностных слоях, в силу чего может участвовать в передаче внеклеточной информации к олигодендроциту.

Малые количества характерных белков мембран могут быть идентифицированы в результате электрофореза на полиакриламидном геле (ПААГ) (например, тубулин). Электрофорез высокого разрешения демонстрирует наличие других незначительных полос белка; они могут быть связаны с присутствием ряда ферментов миелиновой оболочки.

Миелин ПНС содержит как некоторые уникальные белки, так и несколько общих с белками миелина ЦНС белков.

Р0 — главный белок миелина ПНС, имеет молекулярную массу 30 кДа, составляет более половины белков миелина ПНС. Интересно отметить, что хотя он отличается от PLP по аминокислотной последовательности, путям посттрансляционной модификации и структуре, тем не менее оба эти белка имеют одинаково важное значение для формирования структуры миелина ЦНС и ПНС.

Наши специалисты

Врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наукЗаместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Выделяют два основных подтипа химических синапсов

Морфологически синапс представляет собой структуру из двух демиелинизированных образований — утолщенного синаптического окончания (синаптической бляшки ) на конце акцона и участка мембраны иннервируемой клетки, через синаптическую щель контактирующего с пресинаптической мембраной. Основной функцией синапса является передача сигнала. В зависимости от способа передачи сигнала выделяют химические, электрические и смешанные синапсы. Они различаются по принципу работы.

Механизм проведения возбуждения в электрическом синапсе аналогичен механизму проведения возбуждения в нервном волокне — ПД пресинаптических окончаний обеспечивает деполяризацию постсинаптической мембраны. Такая передача возбуждения возможна благодаря особенностям строения синапсов этого типа — узкая (около 5 нм) синаптическая щель, большая площадь контакта мембран, наличие поперечных канальцев, соединяющих пресинаптическую и постсинаптическую мембраны и снижающих электрическое сопротивление в области контакта.

Наиболее распространены электрические синапсы у беспозвоночных и низших позвоночных. У млекопитающих они обнаружены в мезенцефальном ядре тройничного нерва между телами нейронов, в вестибулярном ядре Дейтерса между телами клеток и окончаниями аксона и между «шипика- ми» дендритов в нижней оливе. Электрические синапсы образуются между нервными клетками, однотипными по структуре и функциям.

Для электрической синаптической передачи характерно отсутствие синаптической задержки, проведение сигнала в обоих направлениях, независимость передачи сигнала от потенциала пресинаптической мембраны, устойчивость к изменениям концентрации Са2, низкой температуре, некоторым фармакологическим воздействиям, а также слабая утомляемость, поскольку передача сигнала не требует значительных метаболических затрат. В большинстве таких синапсов наблюдается «эффект выпрямления», когда сигнал в синапсе передается только в одном направлении.

В отличие от электрических синапсов с прямой передачей возбуждения, в значительно большем количестве в нервной системе позвоночных представлены химические синапсы (синапсы с непрямой передачей сигнала). В химическом синапсе нервный импульс вызывает высвобождение из пресинаптических окончаний химического посредника — нейромедиатора, который диффундирует через синаптическую щель (шириной в 10-50 нм) и вступает во взаимодействие с белками-рецепторами постсинаптической мембраны, в результате чего генерируется постсинаптический потенциал.

Химическая передача обеспечивает одностороннее проведение сигнала и возможность его модуляции (усиление сигнала, а также конвергенция многих сигналов на одной постсинаптической клетке). Возможность модуляции в процессе передачи сигналов в синапсах химического типа обеспечивает формирование на их основе сложных физиологических функций (обучение, память и т.д.).

К особенностям ультраструктуры химического синапса можно отнести широкую синаптическую щель, наличие в синаптической бляшке везикул, заполненных медиатором, при помощи которого передается сигнал, а в постсинаптической — многочисленных хемочувствительных каналов (в возбуждающем синапсе — для Na, в тормозном — для Сl).

Первый (так называемый асимметричный) характеризуется синаптической щелью шириной около 30 нм, сравнительно большой зоной контакта (1-2 мкм), значительным накоплением плотного матрикса под постсинаптической мембраной. В пресинаптической бляшке накапливаются большие везикулы (диаметр 30-60 нм). Химические синапсы второго подтипа имеют синаптическую щель Шириной около 20 нм, сравнительно небольшую зону контакта (менее 1 мкм), умеренно выраженные и симметричные уплотнения мембран.

Для них характерны небольшие везикулы (диаметр 10-30 нм). Первый подтип представлен, в основном, аксодендритными, возбуждающими (глутаматергическими), второй — аксосоматическими, тормозными (ГАМК-ергическими) синапсами. Однако это деление достаточно условно, поскольку холинергические синапсы обнаруживают на электронных микрофотографиях светлые везикулы диаметром 20-40 нм, а моноаминергические (особенно с норадреналином) — большие плотные везикулы диаметром 50-90 нм.

Еще один принцип классификации синапсов — по веществу, используемому в качестве медиатора (холинергические, адренергические, пуринергические, пептидергические и т.д.). Несмотря на то что в последние годы было показано, что в одном окончании могут функционировать медиаторы различной природы, эта классификация синапсов до сих пор остается широко употребляемой.

Когда идти к неврологу?

Некоторые симптомы могут свидетельствовать о том, что консультация невролога со стороны пациента – дело не только не лишнее, но и крайне необходимое. Итак, когда обращаться к неврологу? Выделим эти симптомы:

  • мигрени, сильные и частые головные боли;
  • нарушения сна в виде частых пробуждений, бессонницы и прочего;
  • покалывание, онемение конечностей;
  • шум в ушах;
  • нарушения координации движений;
  • ухудшение памяти;
  • боли в спине;
  • расстройства сознания, обмороки, головокружения.

Перечисленные симптомы, несмотря на собственную обобщенность, не должны оставаться без внимания. При их появлении следует обратиться к неврологу либо к терапевту, посещение которого позволит определить нужного в конкретном случае специалиста.

Что смотрит невролог?

Посещая любого врача, естественно, любой из нас заинтересован в том, что именно делает этот врач и что именно он смотрит. Страхи ли или желание избежать неловких ситуаций – особенности переживаний являются личным делом каждого, однако и невролога не обходит стороной этот вопрос. Сразу отметим, что чего-либо сверх специфического здесь нет.

Так, консультация у невролога предполагает первичный осмотр пациента при сборе соответствующей определению его состояния информации, что мы, собственно, уже определили ранее. Опрос подразумевает под собой стандартного типа вопросы относительно возраста и семейного положения, особенностей трудовой деятельности и прочего.

Помимо этого также могут задаваться и вопросы более узкого масштаба, которые касаются выявления конкретной симптоматики неврологического заболевания, а также актуальности генетической предрасположенности в отношении последующего его развития. Невролог также выслушивает конкретные жалобы со стороны пациента в отношении беспокоящих его симптомов и производит оценку общего состояния его нервной системы.

Поход к любому врачу сопровождается волнением, переживаниями и страхом перед неизвестностью. Если вы никогда не были у невролога, и не знаете, что вас ждёт на приёме, отбросьте все опасения. Неловкие ситуации исключены, это всего лишь сбор информации, необходимой для точного диагностирования. Консультация специалиста включает в себя первичный осмотр и опрос с набором стандартных вопросов.

Врач должен точно определить неврологическое состояние пациента. Для этого он может поинтересоваться его возрастом, семейным положением, местом и графиком работы, историей приёма лекарственных препаратов. В список обязательных вопросов входит выяснение всех моментов, касающихся генетической предрасположенности и общего состояния здоровья пациента

Ориентация

Исследование способности пациента ориентироваться в собственной личности, месте, времени и текущей ситуации проводят параллельно с оценкой состояния его сознания.

  • Ориентация в собственной личности: просят пациента назвать своё имя, адрес проживания, профессию, семейное положение.
  • Ориентация в месте: просят пациента сказать, где он сейчас находится (город, название медицинского учреждения, этаж) и каким образом прибыл сюда (транспортом, пешком).
  • Ориентация во времени: просят больного назвать текущую дату (число, месяц, год), день недели, время. Можно спросить дату ближайшего приближающегося либо прошедшего праздника.

Дальнейшее исследование психических функций пациента проводят в том случае, если установлено, что он находится в ясном сознании и способен понимать инструкции и задаваемые ему вопросы.

Внимание

Под вниманием человека понимают как способность постигать множество аспектов стимулирующих воздействий в любой из моментов времени, так и неспецифический фактор обеспечения селективности, избирательности протекания всех психических процессов в целом. Неврологи нередко обозначают этим термином способность фокусироваться на определённых сенсорных стимулах, выделяя их из числа прочих.

Способность концентрировать и удерживать внимание грубо нарушается при состояниях острой спутанности сознания, в меньшей степени страдает при деменции и, как правило, не нарушается при очаговых поражениях головного мозга. Концентрацию внимания проверяют, попросив пациента повторить серию цифр или в течение некоторого времени вычёркивать определённую букву, которая написана на листе бумаги в случайном чередовании с другими буквами (так называемая корректурная проба).

В норме обследуемый правильно повторяет за исследователем 5-7 цифр и вычёркивает нужную букву без ошибок. Кроме того, для оценки внимания можно предложить пациенту посчитать до десяти в прямом и обратном порядке; перечислить дни недели, месяцы года в прямом и обратном порядке; расположить буквы, составляющие слово «рыбка», в алфавитном порядке или произнести это слово по звукам в обратном порядке; сообщить, когда среди названных в случайном порядке звуков встречается требуемый, и т.д.

ЛУЧШИЕ ВРАЧИ-НЕВРОЛОГИ

Стоимость приёма – 1800

Время работы Записаться

Специализируется на диагностике и лечении неврозов, панических атак, вегето-сосудистой дистонии, мигрени, радикулитов, невритов, болей в шее и пояснице, головных болей, головокружений, постинсультных состояний. Применяет методы паравертебральных блокад, магниторезонансной терапии. Является автором 30 научных и научно-популярных статей, а также одной монографии.

Стоимость приёма – 1800

Время работы Записаться

Занимается лечением головных болей, головокружений, шума в ушах, нарушений координации, болей в позвоночнике, асимметрией лица (поражение лицевого нерва), вегетативной сосудистой дистонии, невралгий различных локализаций, последствий черепно-мозговых травм и др.

Стоимость приёма – 2450

Время работы Записаться

Занимается профилактикой, диагностикой и лечением заболеваний нервной системы с составлением программы реабилитации: неврологические проявления остеохондроза позвоночника, сосудистые заболевания головного мозга — инсульты и их последствия, энцефалопатии, заболевания периферической нервной системы — полинейропатии, невриты, невралгии, паркинсонизм, вегетативная дистония и др.

Стоимость приёма –

1890

Время работы Записаться

Проводит диагностику и лечение вертеброгенной патологии, заболеваний периферической нервной системы, вегетативных расстройств, экстрапирамидных и демиелинизирующих заболеваний ЦНС, лечебно-медикаментозные блокады и лечебно-медикаментозные инъекции.

Крестьянская застава

Марксистская

Пролетарская

Таганская

Таганская

Стоимость приёма –

1890

Время работы Записаться

Ведет амбулаторный прием пациентов с болями в спине (радикулопатия, люмбалгия, торакалгия, ишиалгия), вегетативными нарушениями, головными болями, головокружениями, с заболеваниями периферической нервной системы.

Крестьянская застава

Марксистская

Пролетарская

Таганская

Таганская

все врачи (511)

Память

Термином «память» обозначают процесс познавательной активности, в котором выделяют три компонента: приобретение и кодирование (запоминание) информации; её хранение (удержание, ретенция) и воспроизведение (извлечение).

В соответствии с концепцией временной организации памяти различают следующие её виды: непосредственная (мгновенная, сенсорная), кратковременная (рабочая) и долговременная.

  • Тесты, оценивающие непосредственную память, сходны с пробами для оценки внимания и включают немедленное воспроизведение пациентом серии цифр или слов, которые ранее обследуемый не заучивал. Например, просят его повторить вслед за врачом следующие серии цифр (произносить их следует медленно и чётко): 4-7-9, 5-8-2-1, 9-2-6-8-3, 7-5-1-9-4-6, 1-8-5-9-3-6-7, 9-3-8-2-5-1-4-7. Затем предлагают повторить серию цифр, называя их в порядке, обратном тому, в котором они назывались ранее. В норме здоровый взрослый со средним интеллектом способен без труда воспроизвести ряд из семи цифр в прямой последовательности и из пяти цифр в обратном порядке. Кроме того, можно предложить пациенту назвать три предмета, не связанных логически друг с другом (например, «стол-дорога-лампа»), и попросить сразу же повторить эти слова.
  • Для оценки кратковременной памяти исследуют способность пациента заучивать новый материал и вспоминать недавно заученную информацию. Проверяют вербальную и невербальную (зрительную) память с помощью следующих тестов.
    • Просят обследуемого перечислить, что он ел на завтрак.
    • Называют пациенту своё имя и отчество (если он не знал их ранее) и через некоторое время просят его повторить.
    • Называют пациенту три простых слова (например, обозначающих имя, время суток, предмет одежды) и сразу же просят повторить их. Если больной ошибся, попытки повторяют до тех пор, пока он не назовёт правильно все три слова (количество попыток регистрируют). Через 3 мин предлагают обследуемому вспомнить эти три слова.
    • Предлагают пациенту запомнить предложение. Медленно и чётко читают фразу вслух и просят больного повторить её. Если он ошибся, попытки повторяют до тех пор, пока пациент не справится с заданием. Количество попыток регистрируется. Можно также предложить больному воспроизводить короткие фразы, добавляемые врачом (пациент повторяет их вслух, начиная с первой, затем вторую и последующие, например: «Один особенный оригинал»; «Два добрых диких дикобраза»; «Три толстых тихих тарантула»; «Четыре черепахи чесали череп чудаку»; «Пять перепёлок приятно пели, плотно пообедав». Если пациент безошибочно повторил первые четыре фразы, то можно считать память хорошей.
    • Показывают больному рисунок, на котором изображено несколько предметов, и просят запомнить их; затем, убрав рисунок, предлагают перечислить эти предметы и отмечают количество ошибок. Можно также показать рисунок, изображающий ряд предметов, а затем попросить обследуемого найти эти предметы в другом наборе изображений.
  • Долговременную память оценивают, расспрашивая пациента об автобиографических, исторических, культурных событиях (конкретные вопросы зависят от предполагаемого уровня его образования). Например, можно предложить ему назвать дату и место его рождения; место учёбы; имя первой учительницы; дату женитьбы/замужества; имена родителей, супруга, детей и даты их дней рождений; имя президента страны; хорошо известные исторические даты (начало и окончание Великой Отечественной войны); названия крупных рек и городов России.

Счёт

Нарушение счёта и счётных операций, возникающее у больных с органическим поражением головного мозга, обозначают термином «акалькулия». Первичная (специфическая) акалькулия возникает в отсутствие других расстройств высших мозговых функций и проявляется нарушением представлений о числе, его внутреннем составе и разрядном строении.

Оценка счёта в клинической неврологической практике чаще всего ограничивается заданиями на выполнение арифметических действий и решение простых арифметических задач.

  • Серийный счёт: просят пациента выполнить серийное вычитание семи из 100 (вычесть семь из 100, затем последовательно вычитать семь из остатка ещё 3-5 раз) либо три из 30. Отмечают количество ошибок и время, необходимое пациенту для выполнения задания. Ошибки при выполнении теста могут наблюдаться не только при акалькулии, но и при расстройствах концентрации внимания, а также при апатии или депрессии.
  • Если у пациента выявлены нарушения когнитивных функций при решении упомянутых задач, ему предлагают простые задачи на сложение, вычитание, умножение, деление. Можно предложить решение и бытовых задач с арифметическими действиями: например, подсчитать, сколько можно купить груш на 10 рублей, если одна груша стоит 3 рубля, сколько при этом останется сдачи и т.п.

Способность к обобщениям и абстрагированию

Способность к сравнению, обобщению, абстрагированию, формированию суждений, планированию относится к так называемым «исполнительным» психическим функциям человека, связанным с произвольной регуляцией всех других сфер психической деятельности и поведения. Различные нарушения исполнительных функций (например, импульсивность, ограниченность абстрактного мышления и др.

) в мягкой форме возможны и у здоровых лиц, поэтому основное значение в диагностике придают не определению типа расстройств исполнительных функций, а оценке их выраженности. В неврологической практике применяют лишь самые простые тесты для оценки исполнительных функций. При обследовании важно получить информацию о преморбидных особенностях больного.

Пациенту предлагают объяснить смысл нескольких известных метафор и поговорок («золотые руки», «не плюй в колодец», «тише едешь — дальше будешь», «волчий аппетит», «пчела за данью полевой летит из кельи восковой» и т.п.), найти сходство и различия между объектами (яблоко и апельсин, лошадь и собака, река и канал и т.д.).

[8], [9], [10], [11]

Речь

При беседе с пациентом анализируют, как он понимает обращенную к нему речь (сенсорная часть речи) и воспроизводит её (моторная часть речи). Расстройства речи составляют одну из сложных проблем клинической неврологии, её исследуют не только неврологи, но и нейропсихологи, логопеды. Ниже рассматриваются лишь основные вопросы речевых расстройств, помогающие топической диагностике.

Речь может страдать относительно изолированно от других высших мозговых функций при очаговых поражениях головного мозга либо одновременно с другими нарушениями в когнитивной сфере при деменциях. Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, которое возникает при очаговых поражениях коры и прилежащей подкорковой области доминантного полушария (левого у правшей) и представляет собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата (то есть без пареза речевой мускулатуры — язычных, гортанных, дыхательных мышц).

Классическая моторная афазия (афазия Брока) возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария, а сенсорная афазия (афазия Вернике) — при поражении средних и задних отделов верхней височной извилины доминантного полушария. При моторной афазии нарушаются все виды устной речи (спонтанная речь, повторение, автоматизированная речь), а также письмо, но понимание устной и письменной речи относительно сохранно. При сенсорной афазии Вернике страдает как понимание устной и письменной речи, так и собственная устная и письменная речь пациента.

В неврологической практике речевые расстройства диагностируют при оценке спонтанной и автоматизированной речи, повторения, называния объектов, понимания речи, чтения и письма. Эти исследования проводят у больных с нарушениями речи. При обследовании больного важно определить доминантность его полушарий, то есть выяснить, правшой или левшой он является.

Здесь можно упомянуть, что, по данным нейрофизиологов, левое полушарие обеспечивает функции абстрактного мышления, речи, логические и аналитические функции, опосредованные словом. Люди, у которых превалируют функции левого полушария (праворукие), тяготеют к теории, целеустремлённы, способны прогнозировать события, двигательно активны.

определение доминирующего глаза при бинокулярном зрении, складывание кистей в замок, определение силы сжатия в кулак динамометром, складывание рук на груди («поза Наполеона»), аплодирования, толчковой ноги и др. У праворуких доминирующий глаз правый, большой палец правой руки при складывании кистей в замок оказывается сверху, правая кисть сильнее, она же более активна при аплодировании, при складывании рук на груди сверху оказывается правое предплечье, правая нога толчковая, а у леворуких всё наоборот. Нередко наблюдают сближение функциональных возможностей правой и левой руки (амбидекстрия).

  • Спонтанную речь начинают исследовать при знакомстве с больным, задавая ему вопросы: «Как Вас зовут?», «Кем Вы работаете?», «Что Вас беспокоит?» и др. Необходимо обратить внимание на следующие расстройства.
    • Изменения скорости и ритма речи, что проявляется в замедлении, прерывистости речи либо, напротив, в её ускорении и трудностях остановки.
    • Нарушения мелодичности речи (диспросодия): она может быть монотонной, невыразительной либо приобретает «псевдоиностранный» акцент.
    • Подавление речи (полное отсутствие речевой продукции и попыток к речевому общению).
    • Наличие автоматизмов («словесных эмболов») — часто, непроизвольно и неадекватно употребляемых простых слов или выражений (восклицания, приветствия, имена и т.д.), наиболее устойчивых к устранению.
  • Персеверации («застревание», повторение произнесённого уже слога или слова, возникающее при попытке вербального общения).
  • Затруднения в подборе слов при назывании предметов. Речь пациента нерешительна, изобилует паузами, содержит много описательных фраз и слов заместительного характера (типа «ну, как это там…»).
  • Парафазии, то есть ошибки в произнесении слов. Выделяют фонетические парафазии (неадекватная продукция фонем языка из-за упрощения артикулярных движений: например, вместо слова «магазин» больной произносит «зизимин»); литеральные парафазии (замена одних звуков другими, близкими по звучанию или месту возникновения, например «кочка» — «почка»); вербальные парафазии (замена одного слова в предложении другим, напоминающим его по смыслу).
  • Неологизмы (лингвистические образования, используемые больным как слова, хотя в языке, на котором он разговаривает, таких слов нет).
  • Аграмматизмы и параграмматизмы. Аграмматизмы — нарушение правил грамматики в предложении. Слова в предложении не согласуются друг с другом, синтаксические структуры (вспомогательные слова, союзы и др.) сокращаются и упрощаются, однако общий смысл передаваемого сообщения остаётся понятным. При параграмматизмах слова в предложении формально согласуются правильно, синтаксических структур достаточно, однако общий смысл предложения не отражает реальных взаимосвязей вещей и событий (например, «Сено сушит крестьян в июне»), в результате понять передаваемую информацию невозможно.
  • Эхолалия (спонтанное повторение произнесённых врачом слов или их сочетаний).
  • Для оценки автоматизированной речи пациенту предлагают сосчитать от одного до десяти, перечислить дни недели, месяцы и т.п.
    • Чтобы оценить способность к повторению речи, больного просят повторить вслед за врачом гласные и согласные звуки («а», «о», «и», «у», «б», «д», «к», «с» и т.д.), оппозиционные фонемы (губные — б/п, переднеязычные — т/д, з/с), слова («дом», «окно», «кошка»; «стон», «слон»; «полковник», «поклонник», «половник»; «кораблекрушение», «кооператив» и т.п.), серии слов («дом, лес, дуб»; «карандаш, хлеб, дерево»), фразы («Девочка пьёт чай»; «Мальчик играет»), скороговорки («На дворе трава, на траве дрова»).
    • Способность к называнию объектов оценивают после того, как пациент назовёт демонстрируемые ему предметы (часы, ручка, камертон, фонарик, лист бумаги, части тела).
  • Для оценки понимания устной речи применяют следующие тесты.
    • Понимание смысла слов: называют предмет (молоточек, окно, дверь) и просят больного указать его в помещении или на картинке.
    • Понимание устных инструкций: просят пациента выполнить последовательно одно-, двух- и трёхкомпонентные задания («Покажите мне Вашу левую руку», «Поднимите левую руку и прикоснитесь пальцами этой руки к правому уху», «Поднимите левую руку, прикоснитесь пальцами этой руки к правому уху, одновременно высуньте язык»). Инструкции не следует подкреплять мимикой и жестами. Оценивают правильность выполнения команд. Если у обследуемого возникают затруднения, повторяют инструкции, сопровождая их мимикой и жестами.
    • Понимание логико-грамматических структур: просят пациента выполнить ряд инструкций, содержащих конструкции родительного падежа, сравнительные и возвратные формы глаголов или пространственные наречия и предлоги: например, показать карандашом ключ, ключом — карандаш; положить книгу под тетрадь, тетрадь под книгу; показать, какой предмет более, а какой менее светлый; разъяснить, о ком говорится в выражении «мамина дочка» и «дочкина мама», и т.д.
  • Для оценки функции письма просят пациента (снабдив его ручкой и листом бумаги) написать своё имя и адрес, затем записать под диктовку несколько простых слов («кот», «дом»); предложение («Девочка и мальчик играют с собакой») и списать текст с напечатанного на бумаге образца. У пациентов с афазией в большинстве случаев страдает и письмо (то есть присутствует аграфия — утрата способности правильно писать при сохранении двигательной функции руки). Если пациент может писать, но не разговаривает, у него, скорее всего, мутизм, но не афазия. Мутизм может развиваться при самых разнообразных заболеваниях: при выраженной спастике, параличе голосовых связок, двустороннем поражении кортико-бульбарных трактов, а также возможен при психических заболеваниях (истерии, шизофрении).
  • Для оценки чтения больному предлагают прочитать абзац из книги или газеты либо прочитать и выполнить написанную на бумаге инструкцию (например, «Подойдите к двери, постучите в неё три раза, вернитесь обратно»), оценивая затем правильность её выполнения.

Для неврологической диагностики большое значение имеет умение отличать моторную афазию от дизартрии, которая характерна для двусторонних поражений кортико-нуклеарных трактов или ядер черепных нервов бульбарной группы. При дизартрии больные говорят всё, но произносят слова плохо, особенно трудны для артикуляции речевые звуки «р», «л», а также шипящие.

Построение предложений и словарный запас не страдают. При моторной афазии нарушается построение фраз, слов, но в то же время артикуляция отдельных членораздельных звуков чёткая. Афазия отличается и от алалии — недоразвития всех форм речевой деятельности, проявляющегося нарушением речи в детском возрасте. Ниже суммированы наиболее важные признаки различных афатических расстройств.

  • При моторной афазии больные в целом понимают чужую речь, но затрудняются в выборе слов для выражения своих мыслей и чувств. Их лексикон весьма беден, может ограничиваться лишь несколькими словами («слова-эмболы»). При разговоре больные допускают ошибки — литеральные и вербальные парафазии, стараются их исправить и нередко сердятся на себя за то, что им не удаётся правильно говорить.
  • Основные признаки сенсорной афазии включают затруднения при понимании чужой речи и плохой слуховой контроль собственной речи. Больные допускают много литеральных и вербальных парафазии (звуковых и словесных ошибок), не замечают их и сердятся на собеседника, который их не понимает. При выраженных формах сенсорной афазии пациенты обычно многоречивы, но их высказывания малопонятны для окружающих («речевой салат»). Для выявления сенсорной афазии можно использовать опыт Мари (больному дают три листка бумаги и предлагают один из них бросить на пол, другой положить на кровать или стол, а третий вернуть врачу) или Геда (обследуемому предлагают положить большую монету в маленький стаканчик, а маленькую — в большой; опыт можно усложнить, поставив четыре разных стакана, столько же разных по размеру монет и предложив пациенту разместить их).
  • При очагах на стыке височной, теменной и затылочной доли может возникнуть один из вариантов сенсорной афазии — так называемая семантическая афазия, при которой больным непонятен не смысл отдельных слов, а грамматические и семантические связи между ними. Такие пациенты не могут, например, различить выражения «брат отца» и «отец брата» или «кошка съела мышь» и «кошка съедена мышью».
  • Многие авторы выделяют ещё один вид афазии — амнестическую, при которой больные затрудняются назвать показываемые различные предметы, забывая их наименования, хотя в спонтанной речи могут пользоваться этими терминами. Обычно таким больным помогает, если им подсказать первый слог слова, обозначающего название показываемого предмета. Амнестические речевые расстройства возможны при разных видах афазий, но всё же чаще всего они возникают при поражениях височной доли или теменно-затылочного отдела. Амнестическую афазию следует отличать от более широкого понятия — амнезии, то есть расстройства памяти на ранее выработанные представления и понятия.

Праксис

Под праксисом понимают способность выполнять последовательные комплексы сознательных произвольных движений to совершать целенаправленные действия по выработанному индивидуальной практикой плану. Апраксия характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта, сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных, символической жестикуляции и др.

  • Моторная (кинетическая, эфферентная) апраксия проявляется тем, что нарушается последовательное переключение движений и возникают расстройства формирования двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков. Характерно расстройство плавности движений, «застревание» на отдельных фрагментах движений и действий (двигательные персеверации). Наблюдают при очаге в нижних отделах премоторной области лобной доли левого (у правшей) полушария (при поражении прецентральной извилины развивается центральный парез или паралич, при которых апраксию выявить невозможно). Для выявления моторной апраксий пациента просят выполнить тест «кулак-ребро-ладонь», то есть стукнуть по поверхности стола кулаком, затем ребром ладони, а затем ладонью с выпрямленными пальцами. Эту серию движений просят повторить в довольно быстром темпе. Пациент с поражением премоторной области лобной доли испытывает затруднения при выполнении такого задания (сбивается с последовательности движений, не может выполнить задание в быстром темпе).
  • Идеомоторная (кинестетическая, афферентная) апраксия возникает при поражении нижней теменной дольки в области надкраевой извилины, которую относят ко вторичным полям коры кинестетического анализатора. При этом рука не получает афферентных сигналов обратной связи и не в состоянии выполнить тонкие движения (вместе с тем очаг в области первичных полей постцентральной извилины вызывает грубое нарушение чувствительности и афферентный парез, при котором полностью теряется способность управлять противоположной рукой, но это расстройство к апраксий не относят). Апраксия проявляется нарушением тонких дифференцированных движений на противоположной очагу поражения стороне: рука не может принять позу, необходимую для выполнения произвольного движения, приспособиться к характеру предмета, которым выполняются заданные манипуляции (феномен «рука-лопата»). Характерны поиск необходимой позы и ошибки, особенно если отсутствует зрительный контроль. Кинестетическая апраксия выявляется при выполнении простых движений (как с реальными предметами, так и при имитации этих действий). Для её выявления следует попросить пациента высунуть язык, свистнуть, показать, как зажигают спичку (наливают воду в стакан, пользуются молотком, держат ручку, чтобы ею писать, и т.п.), набрать телефонный номер, причесать волосы. Можно также предложить ему закрыть глаза; складывают его пальцы в какую-либо простую фигуру (например, «коза»), затем разрушают эту фигуру и просят самостоятельно восстановить её.
  • Конструктивная апраксия (пространственная апраксия, апрактогнозия) проявляется нарушением координации совместных движений рук, затруднением при выполнении пространственно ориентированных действий (трудно застелить постель, одеться и т.д.). Чёткой разницы между выполнением движений с открытыми и закрытыми глазами не прослеживается. К этому типу расстройств относится и конструктивная апраксия, проявляющаяся в трудности конструирования целого из отдельных элементов. Пространственная апраксия возникает при локализации очага в зоне стыка теменной, височной и затылочной областей (в зоне угловой извилины теменной доли) коры левого (у правшей) или обоих полушарий головного мозга. При поражении этой зоны нарушается синтез зрительной, вестибулярной и кожно-кинестетической информации и ухудшается анализ координат действия. Тесты, выявляющие конструктивную апраксию, заключаются в копировании геометрических фигур, в изображении циферблата часов с расстановкой цифр и стрелок, в построении конструкций из кубиков. Пациента просят нарисовать трёхмерную геометрическую фигуру (например, куб); срисовать геометрическую фигуру; изобразить круг и расставить в нём цифры так, как на циферблате часов. Если больной справился с заданием, просят его расставить стрелки так, чтобы они показывали определённое время (например, «без четверти четыре»).
  • Регуляторная («префронтальная», идеаторная) апраксия включает нарушения произвольной регуляции деятельности, непосредственно касающейся двигательной сферы. Регуляторная апраксия проявляется в том, что нарушается выполнение сложных движений, включая выполнение серии простых действий, хотя каждое из них в отдельности больной может выполнить правильно. Сохраняется и способность к подражанию (пациент может повторить действия врача). В то же время обследуемый не способен составить план последовательных шагов, необходимых для выполнения сложного действия, и не в состоянии контролировать его выполнение. Наибольшие сложности представляет имитация действий с отсутствующими предметами. Так, например, пациент затрудняется показать, как размешивают сахар в стакане с чаем, как пользуются молотком, расчёской и др., тогда как все эти автоматические действия с реальными предметами он выполняет правильно. Начиная выполнять действие, больной переключается на случайные операции, застревая на фрагментах начатой деятельности. Характерны эхопраксия, персеверации и стереотипии. Пациентов также отличает излишняя импульсивность реакций. Регуляторная апраксия возникает при поражении префронтальной коры лобной доли доминантного полушария. Для её выявления больным предлагают достать спичку из спичечного коробка, зажечь её, затем потушить и положить обратно в коробок; открыть тюбик с зубной пастой, выдавить столбик пасты на зубную щётку, завинтить колпачок на тюбике с пастой.

Гнозис

Агнозия — расстройство узнавания объектов (предметов, лиц) при сохранности элементарных форм чувствительности, зрения, слуха. Различают несколько типов агнозии — зрительную, слуховую, обонятельную и др. (в зависимости от того, в пределах какого анализатора произошло нарушение). В клинической практике наиболее часто наблюдают оптико-пространственную агнозию и аутотопагнозию.

  • Оптико-пространственная агнозия представляет собой нарушение возможности воспринимать пространственные признаки окружающей среды и изображений объектов («дальше-ближе», «больше-меньше», «слева-справа», «сверху-снизу») и способности ориентироваться во внешнем трёхмерном пространстве. Развивается при поражении верхнетеменных или теменно-затылочных отделов обоих полушарий или правого полушария головного мозга. Для выявления этой формы агнозии пациенту предлагают нарисовать карту страны (в приблизительном варианте). Если он не может этого сделать, рисуют карту самостоятельно и просят отметить на ней месторасположение пяти крупных нехорошо известных городов. Можно также предложить пациенту описать путь от дома к больнице. Проявлением оптико-пространственной агнозии считают феномен игнорирования одной половины пространства (односторонняя зрительно-пространственная агнозия, односторонний пространственный неглект, гемипространственный неглект, гемипространственное сенсорное невнимание). Данный синдром проявляется в затруднении восприятия (игнорирование) информации, поступающей из одной полусферы окружающего пространства, при отсутствии у больного первичного сенсорного или двигательного дефицита, в том числе гемианопсии. Например, пациент ест только ту пищу, которая лежит на правой стороне тарелки. Феномен игнорирования связывают в основном с поражением теменной доли, хотя он возможен также при височной, лобной и подкорковой локализации патологического процесса. Наиболее распространён феномен игнорирования левой половины пространства при поражении правого полушария головного мозга. Для выявления синдрома игнорирования используют следующие тесты (необходимо подчеркнуть, что они применимы только при отсутствии у больного гемианопсии).
    • Пациенту дают тетрадный лист «в линейку» и просят разделить пополам каждую линию. При синдроме игнорирования правша поставит метки не на середине линий, а на расстоянии трёх четвертей от её левого края (то есть делит пополам лишь правую половину линий, игнорируя левую).
    • Больного просят прочитать абзац из книги. При наличии игнорирования он может прочесть лишь текст, расположенный на правой половине страницы.
  • Аутотопагнозия (асоматогнозия, агнозия схемы тела) — нарушение узнавания частей своего тела, их расположения по отношению друг к другу. Её вариантами считают пальцевую агнозию и нарушение распознавания правой и левой половин тела. Больной забывает надевать одежду на левые конечности, мыть левую сторону тела. Синдром чаще всего развивается при поражении верхне-теменных и теменно-затылочных областей одного (чаще правого) или обоих полушарий. Для выявления аутотопагнозии пациенту предлагают показать большой палец правой кисти, указательный палец левой кисти, дотронуться до левого уха правым указательным пальцем, указательным пальцем левой руки дотронуться до правой брови.
Добавить комментарий